Форум пензенских краеведов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Каторжный путь

Сообщений 1 страница 30 из 57

1

Хотим  восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?

Отредактировано expedA (18.07.2012 20:57)

2

с. Сядемка
"По преданию, через село проходил Симбирский тракт, по которому гнали каторжников в Сибирь. Тут они отдыхали: «Сядем-ка!». С 1780 года в составе Спасского уезда Пензенской губернии, на дороге из Спасска в Тамбов."
На восток  от Пензы каторжный тракт совпадает с Симбирским. Его можно восстановить по картам и списку населённых мест (в списке все нас. пункты указываются относительно трактов).

3

В "разысканиях" Н.П.Вырыпаева "Радости и слезы поколений" есть упоминание об "Арестантском колодце" у Тархан, связанным с путями колодников.
(Искать:"Арестантского колодца").

4

В своё время, я имел долгий разговор с Вырыпаевым. Он знает всю нитку этого ПУТИ. Он предлагал пройти по этому маршруту.
И ещё, у него была идея восстановить "Арестанский колодец". Но сейчас его уже нет. На его месте пруд.

5

По простой карте-схеме из учебника "История Пензенского края" с древнейших времён до середины 19 века, я набросал свой вариант каторжного пути, что и предлагаю для обсуждения.
http://s1.uploads.ru/t/5ukgI.jpg

6

Начало положено. Вопрос. Почему С. Есенин , проживая в селе Константиновке, что гораздо западнее написал это стихотворение?

                        В том краю, где желтая крапива
                        И сухой плетень,
                        Приютились к вербам сиротливо
                        Избы деревень.

                        Там в полях, за синей гущей лога,
                        В зелени озер,
                        Пролегла песчаная дорога
                        До сибирских гор.

                        Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
                        Нипочем ей страх.
                        И идут по той дороге люди,
                        Люди в кандалах.

                        Все они убийцы или воры,
                        Как судил им рок.
                        Полюбил я грустные их взоры
                        С впадинами щек.

                        Много зла от радости в убийцах,
                        Их сердца просты,
                        Но кривятся в почернелых лицах
                        Голубые рты.

                        Я одну мечту, скрывая, нежу,
                        Что я сердцем чист.
                        Но и я кого-нибудь зарежу
                        Под осенний свист.

                        И меня по ветряному свею,
                        По тому ль песку,
                        Поведут с веревкою на шее
                        Полюбить тоску.

                        И когда с улыбкой мимоходом
                        Распрямлю я грудь,
                        Языком залижет непогода
                        Прожитой мой путь.

Сергей Есенин. 1915

Отредактировано Фёдорыч (09.07.2012 16:38)

7

ekcpedA! Андрюша, были не каторжные обозы, а каторжные этапы. По этому поводу полезно почитать: "Дж. Кеннан Сибирь!" в двух томиках. Это отчет - путевые заметки экспедиции по Сибири, начавшейся в1885году и финансировавшейся журналом "Century Magazin". Есть в Лермонтовке. Шифры 91(с )номера томов: 285158и 285173. Возможно там будет и о нашей веточке "владимеровки" Если можно разыскать Альманах "Каторга". Издавался в начале 20-тых годов. Петрович

8

Петрович написал(а):

Андрюша, были не каторжные обозы, а каторжные этапы.

Извиняюсь, исправил. А книжки почитаю.
Предполагаю, что на участке от Городища до границы Пензенской области каторжный путь, он же Симбирский почтовый тракт, совпадал с древнейшим торговым путем "Из Булгара в Киев" - примерно так: Городище - Дмитриевка (от поворота на Дигилевку сохранился мощеный участок) - Пичилейка - Вачелай - Малая Садовка - Щукино - Озерки.
Небольшие перепады высот, доступные источники воды.
В начале 90-х годов местные антиквары у моста в р-не Дигилевки находили старые пуговицы почтовых служащих и предметы дорожной поклажи.

9

Петрович написал(а):

полезно почитать: "Дж. Кеннан Сибирь!" в двух томиках. Это отчет - путевые заметки экспедиции по Сибири, начавшейся в1885году и финансировавшейся журналом "Century Magazin". Есть в Лермонтовке.

Вот это? Ссылка

Отредактировано expedT (18.07.2012 22:00)

10

Это другая книга на туже тему и того же автора. Книги,  на которые я ссылался изданы в 1906 году, Спб., издательство Пирожкова. Очень хорошо,что появляется еще источник, хотя  того же автора.

Отредактировано Петрович (19.07.2012 16:00)

11

Рассмотрел: перевод с английского. Сибирь! перевод с немецкого. Первоисточник конечно английский. Интересно сопоставить.

12

СПб, 1906, издание В.Врублевского. Штамп библиотеки им.Ленина.
Дочитала до стр.70 (из 457) - похоже, про наши края ничего нет.
"Как путешественники, так и партии ссыльно-каторжных пользуются одной и той же дорогой, которая ведет через Москву, Нижний Новгород, Казань, Пермь и Екатеринбург" (стр.12)
До Екатеринбурга Кеннан с товарищем доехал "общественным транспортом" - поездами и пароходами, а дальше на лошадях. Основательные исследования начинаются с Тюмени, где была большая пересыльная тюрьма. Буду читать дальше - может, на обратном пути что-то появится?
Вообще, книжка увлекательная, грамотно написанная. Очень понравилось описание Нижнего Новгорода.

Отредактировано expedT (19.07.2012 21:17)

13

Нашёл кое-что, но пока помолчу о деталях. Необычайно интересная информация.
Во-первых, существует музей Московско-Сибирского тракта, есть несколько диссертаций на эту тему и несколько книг, включая Достоевского и Чехова.
Во-вторых, этот тракт через нашу губернию не проходил. Через нас проходил другой тракт, вливающийся в "Сибирский". Скорее всего, он соединял
Юг России с Сибирью. По крайней мере, для нас есть один точный отправной момент: одна из стоянок между острогами была в Тарханах, другая в Кандиевке. (по Н.П.В.).
Где были остроги?

14

Федорыч! Не ломись в открытые двери. Я уже договорился с нашим архивом. Ты человек мобильный можешь там поработать. Перед тем, как решишь пойти туда, обязательно поговори со мной. Нескромно,   но мое имя шире откроет двери архива.Все таки 2-х летняя работа в нем и мой подарок, который им вручишь,что то стоят. Я договорился с директором  архива,что по этому вопросу будут волонтеры.Ты будешь первым. На первых порах,чтобы тебе помочь оглядеться могу и я прихромать.

Отредактировано Петрович (27.07.2012 08:14)

15

Боевые старики, не комнатные! Молодцы!

16

Только что  узнал? В этих дедах никто не сомневался. На них ещё равняться будем ;)

17

expedA написал(а):

Предполагаю, что на участке от Городища до границы Пензенской области каторжный путь, он же Симбирский почтовый тракт, совпадал с древнейшим торговым путем "Из Булгара в Киев" - примерно так: Городище - Дмитриевка (от поворота на Дигилевку сохранился мощеный участок) - Пичилейка - Вачелай - Малая Садовка - Щукино - Озерки.
Небольшие перепады высот, доступные источники воды

Совершили небольшую экскурсию http://s1.uploads.ru/i/KHklD.jpg

18

ОЗЁРКИ (Озерки), русско-мордовская (эрзя) деревня Николо-Барнуковского сельсовета, в 10 км к востоку-северо-востоку от него, в верховье речки Тешнярь. На 1.1.2004 – 52 хозяйства, 140 жителей. Основана мордовскими мурзами, охранявшими одну из дорог в Самарскую луку, ставшей затем почтовым трактом из Пензы в Симбирск. Позднее к ним поселились русские служилые люди – примерно четверть жителей села. Ранее эта дорога вела в Булгары и Казанское ханство. Озёрки – от искаженных мордовских слов азор ки – «царская дорога», т.е. дорога в ханскую ставку

М.С.Полубояров.
Здесь тракт закрыт асфальтомhttp://s1.uploads.ru/i/xnRvM.jpg
http://s1.uploads.ru/i/bnzZi.jpg

19

Малая Садовка. Деревянная старая церковь помнит многое, что сейчас закрыто асфальтомhttp://s1.uploads.ru/i/CdSTW.jpg
От Малой Садовки до Карауловки тракт не угадывается, дорога вьётся по полюhttp://s1.uploads.ru/i/8r6Oi.jpg
http://s1.uploads.ru/i/eFKO2.jpg
На окраине Карауловки сохранился участок насыпи .

20

От Карауловки на спуске к мосту через р.Тешнярь тракт замощён камнем. Речка мелкая, кроме моста имеется брод. До трассы на Сосновоборск тракт закрыт насыпью,по которой уложен грейдер, возможно в 80-е годы. Через Вачелай тракт не проходил, потянулся между двух оврагов верхом на Пичилейку, оставив Вачелай слева.
В Пичилейке была почтовая станция, вековые сосны это ещё помнят.http://s1.uploads.ru/i/pUl8C.jpg

21

После Пичилейки асфальт поднимается в гору и огибает сосновый лесок справа, ближе к Вязовке. А тракт, по-видимому, шёл прямо, оставляя лесок и Вязовку справа.
http://s1.uploads.ru/i/t06Lx.jpg

От Вязовского пруда тракт поднимался в направлении Дмитриевки - на предыдущем снимке этот участок заасфальтирован. Дальше по насыпи. У Дмитриевки был мост через ручей Селиклейка. Далее по полю, где видна невысокая насыпь с остатками мощеного покрытия. Потом тракт уходит в Дигилевский лес, где он лучше всего сохранился.
http://s1.uploads.ru/i/Udwx1.jpg

http://s1.uploads.ru/i/1I4i2.jpg

Миновав ручей Ерылейка, тракт выходит на асфальт Дигилёвка - Городище.
http://s1.uploads.ru/i/V8HLi.jpg

22

Доброго дня всем форумчанам! Не знаю пока к какой теме приткнуться.... Начинаю изучать историю охранно-конвойной службы полиции (старой), милиции, и полиции (новой). В этом году ей исполняется 75 лет по советскому исчислению. По Российскому - 202 года. Старое летоисчесление начинается с 1811 года. Особенно интересно по нашему, Сурскому краю. У нас, в Белинском, в 19 веке, построена пересыльная тюрьма, проходил пересыльный тракт в сторону Саратова и Сибири. Интересны персоналии службы ОКС тех времен. В конце 19 века планировалось пустиь в действие железнодорожное сообщение между Пензой и Тамбовом, но что-то тогда не срослось, началась 1 мировая война и дело это похерили. Может кто-то что-то знает по этому поводу?... Очень буду благодарен за помощь.

Отредактировано Старполкон (09.02.2013 20:29)

23

Я знаю об этой строившейся железной дороге на уровне легенд. Поэтому мое сообщение по этому поводу, я думаю, будет не интересно. Тем более все эти легенды я слышал в предвоенное годы. Современное состояние насыпи знают экспедА и экспедТ. Они проехали по этому пути на велосипедах. А в Белинске Старполкон сам может слышать о ж.д. вокзале, построенном до революции там. Петрович

Отредактировано Петрович (16.02.2013 13:00)

24

Николай Петрович, не скромничай - давай и предвоенные легенды. Легендарная информация - это тоже повод для размышлений.

25

Согласен с Boogor! Есть даже фото вокзала, правда полуразрушенного. Но пока столь интересно не ж/д линия, а проходивший тракт (этап) заключенных к нашей тюрьме и от нее далее. А так же персоналии этого ремесла тех времен. Разыскивая людей, нашел на каком-то сайте по продаже старинных вещей в Омске, фотографию г-жи Сарры Матвеевой из Чембара. датируется - "до 1917 года". Жаль не знаю как выставить сюда фотографии...
Я пробежался (простите, что так... с работой запарки - обещаю досканально прочитать, т.к. мама моя и ее родственники из с. Подсот) по книге Н.П. Вырыпаева и узнал, что он там упоминает Матвеевых. Возможно, что эта женщина с фото - родственница Чембарским МатЮхам (как их у нас называли по уличному).

Отредактировано Старполкон (17.02.2013 15:32)

26

Старполкон написал(а):

Жаль не знаю как выставить сюда фотографии...


Так я ж НАСТАВЛЕНИЕ сваял :)

27

Спасибо. Сейчас попробую.
http://s2.uploads.ru/t/0J32d.jpg

28

А вот ссылка на сайт, где размещена эта фотография.
http://www.antikvaromsk.ru/fotografii/f … uct_id=177

29

Олег, исправляюсь. Остатки легенды о ж.д. до Чембара. В дело изыскания и строительства ж.д. , якобы, вмешались богачи - свиноводы из села Крюкова. Они торговали на рынках Москвы и Петербурга и были заинтересованы в хорошем транспорте. Поэтому они приложили много старания, чтобы продлить ж.д. до села. И, якобы все было на мази. Строители и изыскатели вроде дали согласие на продление ж.д. ветки до Крюкова, но одновременно это вызвало задержку в изысканиях и строительстве. И это не позволило окончить строительство до революции. А как бы было хорошо - Тарханы рядом и Шафтель не пропала бы.
По поводу фото С. Матвеевой. Мало вероятно, что она выходец из Подсота. Кстати, подсотская фамилия Матвеевых очень молодая, раньше этот род носил фамилию Серебряковы. Подсотские Матвеевы были не очень состоятельными, скорее бедными. И им такие украшения, даже взятые на прокат, были недоступны. И еще имя Сара в Подсоте не было известно. Петрович

Отредактировано Петрович (20.02.2013 10:37)

30

Спасибо за информацию, Николай Петрович! Вот про Крюковских свиноводов я много не слышал.... А про Языковских гошешников - да, были. И тоже стремились в столицу. Слава о их горшках далеко уходила от с. Языково. там глина в карьере особая, такой по области очень мало. Я сейчас начал просмотр документов в нашем музее белинского по своей теме. Попробую спросить о С. Матвеевой, может что и есть об этой семье. действительно, скорее всего, это знатный и зажиточный род был в Чембаре. Матвеевых и Серебряковых в Белинском очень много. Мне рассказали, что когда Николай-1 издал указ (после его лечения в доме Белинских, когда он перевернулся в карете) об строительстве в нашем городе собора, тюрьмы и больницы, еще он подписал о вступлении наших купцов и лавочников в столичную гильдию промышленников, без каких-либо дополнительных квот. И наши товары напрямую пошли в столицу и крупные города. Из-за такого быстого продвижения торговли многие купцы, промышленники и даже простые лавочники стали очень скоренько наживаться и поднимать благосостояние. И в конце 19 - начале 20-го века столо очень много  зажиточных граждан. которые торговали своей продукцией. Старый тракт на Москву проходил примерно в месте, где царь Николай-1, упал в карете и сломал ключицу. Фото приложу как найду.



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC