Форум пензенских краеведов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Каторжный путь

Сообщений 31 страница 57 из 57

31

Случай с Николаем І возле города Чембар.
Чембар, уездный городок пензенской губернии, который стал теперь известен благодаря чествованию памяти В. Г. Белинского, проведшего в нем свои молодые годы, получил уже раз, в 1836 г., очень громкую известность не только во всей России, но и за границей, особенно в политическом мире. По сообщению г. Ильченка (Рус. Старина 3882, № 12), императору Николаю Павловичу угодно было в 1836 г. предпринять путешествие по России в главный город военных поселений Чугуев, харьковской губернии, через города Москву, Владимир, Нижний, Казань, Симбирск, Пензу, через Чембар до Тамбова и так далее. Предполагалось, что в Чембаре государь будет иметь обеденный стол и ночлег, для чего в городе было приготовлено лучшее для него помещение в доме уездного училища.
24-го августа, в 5 часов пополудни, император Николай Павлович благополучно прибыл в Пензу и остановился в доме губернатора. 25-го августа, в 5 часов пополудни, государь отправился из Пензы на Тамбов, через Чембар. От Пензы до Чембара 125 верст. До последней станции государь проследовал благополучно и выехал из села Мочалейки в 12 часов ночи; на 17 версте от станции, в с. Кевдовершине была смена лошадей. До Чембара оставалось 14 верст. Дорога до Кевдогершины ровная, хорошая, и только в двух местах перерезывается оврагами, из которых последний на 7-й версте от города образуем довольно длинную гору, но совершенно почти отлогую. Начала всходить луна. Ночь была ясная, безоблачная. В коляске были зажжены фонари. На козлах экипажа сидели ямщик и камердинер. Государь дремал. Подъезжая к последней горе, что против Шалалейки, ямщик не сдержал лошадей и не затормозил экипажа, но на половине горы дышловые лошади, не будучи особенно сдерживаемы, понесли раскатившийся экипаж, напиравший на них сзади своею тяжестью; форейтор, к несчастью, свалился, и выносные лошади, никем не управляемые, свернули в сторону и наскочили на край дороги; экипаж опрокинулся на бок, и государь упал, сильно ушибся и при падении сломал себе левую ключицу. К счастью еще, лошади в эту минуту сами остановились. Больше всех пострадал несчастный камердинер, сидевший на козлах, который был ужасно разбит.
Первое время государь был без чувств. Граф Бенкендорф поддерживал ему голову. Когда государь пришел в себя и узнал, что камердинер и ямщик сильно пострадали от ушиба, то, забыв собственные свои страдания, отослал от себя графа Бенкендорфа помогать пострадавшим.
В это время пробирался тропинкой солдат с котомкой за плечами, отпущенный домой "в чистую". Привлеченный светом и суетой, он подошел к месту катастрофы как раз в ту минуту, когда государь очнулся, отпуская от себя графа Бенкендорфа, и увидав солдата, сказал ему: "мне вот служба поможет!" Солдат Байгузов рассказывал, как он, стоя на коленях, поддерживал государя императора в сидячем положении на земле и давал ему по временам пить воду из своей манерки.
Форейтор, как менее пострадавший, был послан верхом в Чембар с известием о случившемся несчастии, откуда незамедлила прибыть помощь. Из города прискакали начальники, доктор, собрался народ. И, кернер, уездный врач, подал первую медицинскую помощь, сделал перевязку, и государь почувствовал себя лучше. Лейб-медик Арнеид, отставший на целую станцию, приехал и посмотрел на перевязку сломанной ключицы, сказал, что она сделана, как нельзя лучше. Государь сел сначала в экипаж и велел ехать шагом, но усилившаяся боль заставила его выйти из экипажа, и он верст шесть прошел пешком, поддерживаемый под руку. Народ, сопровождавший его, освещал путь фонарями. Государь шел, молча, нахмурив брони, и по временам останавливался. Видно было, он страдал. В Чембаре государь занял приготовленное для него помещение в уездном училище.           
По случаю болезни государя свита была возвращена из Тамбова назад, и в Чембаре закипела жизнь до того времени небывалая. Государь вставал рано, в 6 часов, утром до завтрака занимался делами, а потом читал или писал. Во время болезни в городе была такая тишина, как будто жители прислушивались, что делалось в училище. Когда болезнь приняла благоприятный оборот, государь выходил на балкон, задернутый парусиной.
8-го сентября государь в 9 час. утра выехал из Чембара, наградив подарками всех и милостиво благодаря за доставленный ему покой.

32

http://s2.uploads.ru/t/Pugso.jpg
Вот это место.

33

Старполкон! Здравия желаю! Голубую глину для горшешных дел языковцы добывали в овраге речки Шафтелюйка у деревни Шафтель. Об этом я в свое время написал в "Радостях и слезах поколений", там же о каторжном пути от чембарской пересыльной тюрьмы до тарханских угодий.Петрович

Отредактировано Петрович (26.02.2013 14:24)

34

А что известно по Чембару вот об этом человеке - Дюкин С.В.???
Он занимался сбором естекственно-научных коллекций и был автор ряда статей:

Дюкин С.В. 1912. Жуки – усачи Пензенской губернии (Coleoptera, Cerambycidae) // Рус-ское Энтомологическое Обозрение Том. ХII. № 2. С. 280 – 282.
Дюкин С.В. 1935. Материалы к биологии болотной совки в Пензенской области // Мат. по изуч. природы Среднего Поволжья. Вып. 1. Куйбышев. Куйбышевское краевое изд-во. С. 112 – 118

бывал и на ДВ России - даже написал статью о жуках трубковертах Уссурийсокго края кажется... точно не помню... у меня надо посмотре возможно есть его учетная карточка из пензенского ПОЛЕ....
А так нет вовсе никакой информации - биография, фото, и т.д. Сплошное белое пятно...
Случайно по районным музеям Вам не попадались коллекциии насекомых Пензенской губернии и области??

35

Я про Дюкина С.В. не слышал. Нужно будет поспрашать у преподавателей биологии. Возможно он был и не из наших мест, а проводил только исследования флоры и фауны.
Спасибо большое Николаю Петровичу, в очередной раз. Обязательно поподробней почитаю о своей теме в Вашей книге. А глину языковцы брали из нескольких мест, т.к. она на разные нужды шла и для разных целей. Но вот добавление голубой как раз и давало те антибактериальные качества крынкам для молока и молочных продуктов. Для масла годилась и простая глина. Это я из раасказов стариков слышал. Сам-то горшки из детства помню, когда на ярмарках их продавали. А еще свистульки и фигурки людей, животных. Сейчас этого уже давно нет... да и мастеров тоже. Что очень жаль.

36

http://s3.uploads.ru/t/utUPI.jpg

Языковские горшешники на Ярмарке в Чембаре.

37

Старполкон написал(а):

. А еще свистульки и фигурки людей, животных. Сейчас этого уже давно нет... да и мастеров тоже. Что очень жаль.

Из музейных кладовыхhttp://s3.uploads.ru/t/GoX9s.jpg

38

Во-во... В задние места этих зверушек мы и дули. И ведь счастливы как были...

39

expedA написал(а):

Хотим  восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?

Андрей, я тоже хочу в этом сезоне "прокатать" этот тракт.

В сети есть карты межевания 1767-1796 годов.
Там этот тракт очень точно прорисован с привязкой к овражкам.
Думаю на местности не составит большого труда его по этой карте найти.

Вот пример карт:

http://s2.ipicture.ru/uploads/20130412/JE5VYPVq.jpg

http://s2.ipicture.ru/uploads/20130412/yRaVDFAo.jpg

Карты есть пока только на Городищенский уезд.
Нужно еще искать, может есть дальше по пути тракта.

40

За основу, я думаю, надо взять труды Михаила Сергеевича Полубоярова ДРЕВНОСТИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ В ЗЕРКАЛЕ ТОПОНИМИКИ http://www.suslony.ru/Toponimika/vvede2.htm
Красной стрелкой показана дорога от Юловского городища на Самарскую Луку. Эта дорога не была каторжной и торговля по ней была местного масштаба до 18в.-моё мнение.

41

Привет, форуму! О каторжном пути. Всем кто интересуется этим полезно проследить путь каторжников Кандиевки и Чероногая. Это недалеко от Белинского (Чембара). Команды усмирителей: массовые порки и расстрелы бунтовщиков, ссылки на вечное поселение каторжников. Хоть они и были не оригинальны (по сведениям некоторых историков в результате "освобождения крестьян без земли" по России было около 1800 бунтов, и подавления их с расстрелами зачинщиков), но они были первыми кто восстал против такого несправедливого "освобождения." Их нужно помнить и помнить их первые шаги на скорбном пути до Чембарской пересыльной тюрьмы. Дальше каторжный путь прослеживается: Волчково, Языково, Крюково,Тарханы. ЭкспедаА, дальнейший путь до Пепзы ты можешь уточнить. И интересен "каторжный путь" на Саратов, о котором сообщил Старполкон. Петрович

Отредактировано Петрович (14.04.2013 12:07)

42

Доброго дня всем! Действительно, наказания за ослушания и бунты, в которых участвовали жители нашего уезда, были повсеместными. Да и не только у нас, а по всей России. за малейшие провинности - на каторгу. Дешевая и постоянно меняющиеся рабочая сила для освоения Сибири и других отдаленных от столицы мест.
Всего в начале ХХ века в России было 19513 тюремных учреждений. Как известно, основная масса государственных преступников осуждалась на каторжные работы. Статистические данные того времени говорят о том, что их число после революции 1905 года стало неуклонно расти. Так, если в 1903 году каторжных заключенных было 6000, то в 1910 году их количество выросло до 32000. Следует отметить, что в эти годы наряду с лишением свободы широко применялось наказание в виде смертной казни. Особое место в этом деле отводилось военно-полевой юстиции. Для борьбы с революционным движением были созданы военно-полевые суды, которые приводили приговор в исполнение в течение 48 часов с момента совершения преступления.
Скорее всего он и пролегал от Тамбовской губернии к Пензенской и далее на юг, в сторону Саратова. На север - по разветвлению к какому месту каторги следовал этап. Там дорог множество.

43

Доброго дня всем!
Наткнулся на форум на просторах Интернета и решил, так сказать, внести свою лепту. Дело в том, что я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края (моя книжка об инженерах-железнодорожниках, связанных с Пензенской губернией, есть в Лермонтовке - Авдонин, Е.В. Господа инженеры. 2011). Так что добавлю по поводу Чембарской ветви. Планы её постройки были ещё у акционерного общества Моршанско-Сызранской ж.д. в 1874-75 гг. (планировались в перспективе ветви на Чембар, Краснослободск, Вольск, причём по последней были разрешены изыскания). Что же касается Чембарской ветви, то с ней дело затянулось на много лет, вначале со смертью С.Д. Башмакова, затем из-за русско-турецкой войны 1877-78 гг. и т.д., и т.п. В 1910, если не ошибаюсь, году было образовано Акционерное общество ж.-д. ветвей, к-рое должно было, наконец-то, заняться решением той проблемы, к-рая много лет была головной болью всех российских ж.д. - сооружением подъездных путей к магистральным линиям, т.е. так называемым сгущением сети. История этого Общества интересна сама по себе, но речь сейчас не о том. Так вот, среди многочисленных ветвей, к-рые оно строило, были Чембарская, Ломовская и Мокшанская. Самое интересное, что на первой были не только полностью завершены все земляные работы, но и выполнены искусственные сооружения (мосты, трубы, здания), не был только уложен путь: строительство велось из старогодных, т.е. б/у рельсов, снятых с главной линии дороги, но и эти рельсы конфисковали для нужд действующей армии. Примерно такая же картина была с Ломовской ветвью, но ту всё-таки достроили в 1920-х гг. Вольскую ветвь забросили в 1919, про Чембарскую также не вспоминали. Я не предпринимал особенных попыток найти следы строительства на местности, хотя этим летом планирую заняться.
И ещё: если уж вести речь о почтовых трактах, то список почтовых станций есть в Пам. книжке Пенз. губ. на 1854 г., к-рая есть не только в архиве, но и широко доступна в Интернете. Тракт Тамбов - Пенза - Симбирск там легко восстанавливается при наличии под рукой карты.
Особенно хочу поблагодарить тех, кто выкладывает свои фото. Дай вам Бог всего самого хорошего за вашу любовь к родной земле!

44

Спасибо за интересную информацию. Мы рады , что в наших рядах пополнеие :flag:
Пам. книжка Пенз. губ. на 1854 г. часто используется нами в разработке маршрутов по краю.

45

e_avdonin написал(а):

я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края


Евгений, встречал в интернете ваши заметки на ж.д. тему, в том числе о пензенском мотовозе. На моем сайте "Посурье" опубликована работа участника нашего форума Николая Петровича Вырыпаева "Радости и слезы поколений". Там есть его воспоминания об этом пензенском транспорте и фотография мотовоза, которую я переснял с разрешения нашего краеведческого музея из их фотоархива.

46

Олег, большое вам спасибо за информацию. Уже читаю...
Кстати, ещё в тему: порылся вчера в Полном собрании законов (собр. 1 и 2). Интересный факт: этапные пути для Пензенской губ. не прописаны! Александром I была установлена система этапов от Харькова до Тамбова. Далее куда - вопрос. Этапные дороги были утверждены не для всех жандармских округов, и, в частности, по Казанскому округу, как я понимаю, предусматривалось отправлять ссыльных кратчайшим путём к ближашей пристани, т.к. есть указ ещё екатериненских времён, согласно которому колодников предписывалось не скапливать большими партиями (не более 100 чел.) и отправлять до Казани водою, как наиболее дешёвым и быстрым путём. Так что вопрос о системе этапов в Пензенской губ. действительно глубже и сложнее, чем кажется.

47

Прошу прощения уважаемые краеведы, что так долго не заходил на сайт. Обстоятельства...
За это время, из статьи в "Пензенской правде" узнал о том, что в Омской области есть хуторы - Пенза и Городище. Я отважился связать выставленную фотографию нашей провинциальной актрисы (ранее есть в моем сообщении) с переселением пензенцев в начале 20-го века в Сибирь, в Омскую область. Ранее я предпологал, что Фото С. Матвеевой могло попасть к омичам в связи с каторжным путем, но теперь возможна другая версия - переселение земляков. Вот статья из "ПП".

http://s5.uploads.ru/t/UC7sS.jpg

Отредактировано Старполкон (26.09.2013 19:10)

48

Да, лихие были времена.
Вот здесь есть поподробнее:
Газета "100 дорог" № 45

49

Здравствуйте уважаемые краеведы! Наконец-то я добыл фотографию нашей землячки из Чембара - Сарры Матвеевой. Сегодня, в Крещенский Сочельник, из омского музея-магазина старинных вещей прибыла бандероль. Фото отлично сохранившееся. Думаю, что и из нашей местности в Омскую губернию переселялся люд в начале 20-го века. Это фото - тому подтверждение. Хотя я предполагал, что оно попало в Омск по каторжному пути.
Всех с Рождеством!

50

Что  еще  можно прочитать (кроме вышеизложенного)  о каторжном тракте, дайте  ссылку.

51

По всей вероятности, Сонька-Золотая ручка тоже прошла по этому тракту.

52

Старполкон написал(а):

попало в Омск по каторжному пути

В одном фильме услышал интересную версию происхождения названия города - Общее Место Ссылки Каторжан.
Хотя, конечно, на Оми стоит.
Это уже потом ЗК расшифровали "аббревиатуру".

Отредактировано Aleks_Po (05.02.2014 20:47)

53

Ну то, что Урал, Сибирь, Дальний Восток строились ссыльными и каторжниками - это факт общеизвестный. Сколько стихов, прозы и песен сложено.... никто не подсчитывал. Наш народ всегда был на выдумку горазд. Это я об "аббревиатурах". Тот же "слон", "замкомпоморде", Драздаперма и т.п. Да и недавнее переименование нашей доблестной милиции в полицию и последующими изменениями в сокращенных вариантах названий отделов тоже наделало много шума. Президенту даже вопросы такие были: http://youtu.be/dk5uz6tb5eM    :canthearyou:

54

Я не помню писал где или нет. Я проходил срочную в дисциплинарном батальоне возле с. Тоцкое-2 (известные Тоцкие лагеря). Казармы наши были построены очень давно, а от местных жителей я слышал о том, что там тоже проходил этап на Сибирь. В старых наших бараках была пересылка или как они говорили - станция. И каторжане отдыхали по пути в этом селении под названием Шанхай. Почему его так назвали - никто не знал. Поселение было большое, но в середине 80-х осталось только несколько домов. Как говорили местные, что много пересыльных оставались в селе под разными предлогами и скрытно проживали с поселянами. В солдатском клубе, при ремонте входной двери, мы нашли записку от предыдущих поколений служивых. Дата написания стояла 1957 года. Вот там конвоиры написали, что расселяют деревню из-за того, что очень много развелось урок и проходимцев всяких. Вывозили по нескольку семей сразу. Многие жили в землянка и погребах. Их сочли дезертирами еще от войны и сбежавшими заключенными сталинских лагерей. Там же было написано про атомный наземный взрыв 1954 года на Сорочинском полигоне, недалеко от пос. Тоцкое.

55

Не только мелодичные звуки колокольчика доносились с большака до тарханского поместья. Иногда в тихую погоду оттуда был слышен перезвон кандалов. Под строгим надзором жандармов арестантов гнали в Сибирь и другие отдаленные края. В трех верстах от Тархан в одном из отрогов Сенного оврага они делали привал. Здесь в двухстах шагах от тракта из-под склона"журча, пробивался водою холодной" родник. Он был обведен дубовым срубом. Тарханцы называли его Арестантским колодцем. В наше время колодец пришел в ветхость. Его никто не чистит, сруб давно сгнил, затянулся тиной и зарос травой.

П.А.Фролов. Лермонтовские Тарханы. 1987. с.36


Где-то здесь?
http://sa.uploads.ru/t/fHShB.png

56

Таня! Привет! Петр Андреевич Фролов был в свое время в Лермонтовской школе учеником моей матери. Увлечение ее краеведением она старалась передать своим ученикам на уроках истории. Она считала (и выступала с этим на многих конференциях, в печати и др.), что без привязки истории к  краеведческому материалу, эта наука становиться мертвой. Это она мне показала "Арестантский колодец"и расскаэала его историю.Об этом мной рассказано в моих заметках "Радости и слезы поколений". Эти заметки размещены на сайте "POSURIE" Олега. К сожалению отроги Кашкаровского пруда заболотили это место и затруднили подход к нему, чем и вызвали его гибель. Но спасибо П,А,Ф, он сохраняет память об этом месте живой нашей истории. Он указал это место точно( между отметкой 218 и 222 в Сенном овраге).Петрович

Отредактировано Петрович (26.04.2014 10:30)

57

expedA написал(а):

Совершили небольшую экскурсию

спасибо за карту и фото)) в выходные планируем выдвигаться на исследование местности))) от Кузнецка недалеко))) надеюсь не потеряемся в поисках старинной брусчатки))



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC