Материалы из стории села Соломинка Башмаковского района Пензенской области, любезно предоставленные нам библиотекарем Быковой Татьяной Анатольевной

Общежительная женская община во имя Всемилостивого Спаса при с. Соломенки Моршанского уезда

Основание женской общины Всемилостивого Спаса при с.Студенец - Соломенки, располагавшейся на самой границе Тамбовской и Пензенской губерний в 75 верстах от г. Моршанска, связано с именем землевладелицы баронессы Аделаиды Александровны Фитингофф-Шель. Проводившая уединенную жизнь в имении своего отца - статского советника Александра Федоровича Фитингофф-Шель, его дочь, Аделаида Александровна, после смерти родителя (1870г.?) предложила нескольким близким ей по духу женщинам, желавшим благочестивой и молитвенной жизни, поселиться в одном из домов ее большого имения. Все заботы о содержании сестер, снабжении их всем необходимым и организации их духовной жизни легли на владелицу имения - баронессу Аделаиду Александровну Фитингофф-Шель, невольно выдвинув её на роль негласной руководительницы.

Благочестивые женщины проводили жизнь в уединении и молитве, принимали сторонних, прибирали убогих и немощных, оказывали посильную помощь жителям окрестных деревень, оказывали благоприятное влияние на местных жителей образом своей жизни.

С течением времени, как по образу внутреннего устройства, так и по средствам содержания, община утвердила свое право на существование и, обратилась за благословением к Преосвященному Александру, епископу Тамбовскому и Шацкому, - женщины просили официального разрешения на продолжение своей уединенной жизни. Преосвященный епископ Александр счел нужным просить разрешения на принятие общины в ведение Епархиального Начальства в Св. Синоде. Указом Святейшего Синода, последовавшим с Высочайшего утверждения от 12 октября 1898 года, женская община при с. Соломенки Моршанского уезда принята под покровительство духовных и гражданских властей под именем общины Всемилостивого Спаса. Для общины назначался особый причт. Начальницей общины 26 декабря 1898 года утверждена баронесса Аделаида Александровна Фитингофф-Шель. С этого времени вся деятельность баронессы целиком была занята устройством общины, главным образом с духовной стороны - введением в жизнь общины строгого монастырского устава.

Во владении обшины находилось 792 десятины земли, пожертвованной начальницей - баронессой А.А.Фитингофф-Шель. Все общинные постройки располагались в ограде, очень, большой, утопавшей в зелени фруктовых деревьев, усадьбы имения баронессы, ставшие собственностью общины.(1,2)

Богослужения отправлялись в деревянной церкви, устроенной в 1855 году над семейной усыпальницей отцом настоятельницы, статским советником Александром Федоровичем Фитингофф-Шель и освященной в ноябре 1856 года во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.(З) Небольшая деревянная церковь, по виду напоминавшая часовню с устроенным в ней Алтарем, Престолом и иконостасом, в который была помешена чтимая в семействе Фитингофф-Шель фамильная икона Всемилостивого Спаса, в 1900 году была перестроена в каменную, оставаясь такой же небольшой. В 1901 году Храм утеплили, устроив в нем духовое отопление.(4)

В 12 саженях от Храма выстроена каменная колокольня, опиравшаяся на 4-е каменных домика. Неподалеку, в особом доме старой постройки, находилась оставшаяся без употребления старая домовая церковь. Сестры жили в двухэтажном корпусе, под названием "трапезная", полуподвальный нижний этаж которой был каменный, а верхний, устроенный в 1901 году - деревянный.(1)

Для священства, в ограде усадьбы в 1898 и 1903 годах выстроены просторные, с надворными строениями для каждого, деревянные дома. Два для священников и один для диакона. Странноприимный дом построен в 1899 году.(1)

Все строилось и поддерживалось в надлежащем состоянии на средства и попечением начальницы общины, в одном лице соединившей в себе и роль благочинной, и начальницы, и казначеи. Заботилась она и об увеличении ризницы и церковной утвари, и о комплектовании библиотеки при Церкви. И несмотря на то, что "ни внутри общинной ограды, ни вне ее нет никаких... зданий замечательных по архитектуре..., а также по проживанию у них каких-либо известных подвижников... или выдающихся по своему положению лиц мирского звания", имея все необходимые условия для монастырской жизни, некоторые из сестер удостоились пострижения.

В 1904 году, с разрешения преосвященного Иннокентия, Епископа Тамбовского и Шацкого, в общине впервые был совершен чин пострижения. Рясофором были покрыты 10 старших сестер. К 1905 году в числе членов общины значилось 21 человек: из них 10 послушниц рясофорных и 10 послушниц, находящихся на испытании. Мантийных монахинь не было.(1)

Какие события происходили в общине с 1905-1919 года - неизвестно. Известно лишь, что в 1916 году начальницей общины значится монахиня Арсения.(5)

В 1918 году община разогнана захватившими власть большевиками. "Я и сестры изгнаны из обители. Пока квартируем в селе. Как действовать?" - спрашивает телеграммой начальница общины монахиня Арсения у Епархиального начальства и получает благословение: "…если нет возможности возвратиться в обитель, то отправиться в Кирсановский Оржевский монастырь на временное жительство, а послушницам разойтись по домам родителей, позаботившись при этом об имуществе обители "передав его в надежные руки".(6)

Некоторая часть монашествующих отправилась в Кирсановский монастырь, другие остались в г.Моршанске.

Ссылки на источники
1 ф.181, оп.1, д.2115, л.л.133-134;
2 Тамб. Еп. Ведом. №27 от 7 июля 1901г.
3 ф 181, оп. 1, д. 1190, л.111;
4 ф. 181, оп. 1, д. 2319, л. 247;
5 ф 181, оп. 1, д. 2245, л.л. 77-79;
6 ф 181, оп. 1, д.2356, л.3.

ЯКУ'НЧИКОВА Мария Федоровна
(5.4.1863 - 6.4.1952, Париж), художник, знаток нар. иск-ва. В конце 19 в. основала женск. вышивальную мастерскую в с. Громок Моршанского у. Тамбовской губ., ныне Башмаков. р-н, откуда переехала в с. Соломинка Моршанского у. Тамбовской губ., ныне Башмаков. р-н, где организовала такую же мастерскую (1898). Здесь начали заниматься и ковроткачеством. В 1900 изделия соломинск. мастериц получили поч. диплом Всемирн. выставки в Париже. Из Соломинки Я. уехала в нач. Гражданской войны. В г. Тарусе Калужской губ. основала «Артель вышивальщиц». Она была знакома с худ. В.М.Васнецовым, И.Е.Репиным, В.Д.Поленовым. По мнению совр. искуствоведов, Я. была одной из выдающихся деятельниц по поднятию рус. кустарн. пром-сти и прикладн. иск-ва, «известной деятельницей в области нар. иск-ва». В ее мастерской «делались не только низаные цепочки нар. характера, но и бисерные вышивки на городской вкус».
Лит.: Россия. Т.2; Назарова, Савин; Рождественская С.В. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981; Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России 18 - начала 20 века. Л., 1990.
[Савин О.М. ЯКУ'НЧИКОВА Мария Федоровна / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 695.]

Из истории Соломинской ковровой фабрики

Соломинская ковровая фабрика ведёт свою историю с 1891 года. Именно в этом году в с.Соломинка приехала купчиха Якунчикова Мария Федоровна. Ока собрала девушек и женщин села, выявила из них способных к вышивке и организовала кустарное производство по изготовлению вышивок, строчек. Якунчикова раздавала рисунки, сырьё работницам на дом, забирала у них готовые изделия и отвозила в Москву, где их продавала. Видя незаурядные способности женского населения Соломинки, купчиха в 1912 году решила открыть художественный промысел паласных ковров. В большом здании она разместила рабочие цеха. Их было несколько: ткацкий, вязальный, вышивальный, красильный и пошивочный. Основным был ткацкий цех, где ткали паласные ковры. Благодаря способностям населения, особенно молодёжи села, были созданы редкостные экземпляры, вышитые бисером иконы, которые экспортировались на международной выставке в Париже, где Якунчикова получила за них первую премию. После этого, правительство царской России обязало министерство земледелия выдать на строительство коврового цеха в Соломинке 400000 рублей. На эти деньги было построено здание коврового цеха под стеклянной крышей на 16 ткацких станков. Накануне Первой мировой войны, в 1914 году, администрация мастерской выехала в Германию, и вся работа прекратилась. Но это не значит, что исчезли знаменитые соломинские мастерицы. Они продолжали работать на дому. После революции, уже в октябре 1929 года, 15 женщин с.Соломинки заключили рабочий Союз. Во главе этого Союза стояли Бударова Анна и Сарычева Марина (отчество установить пока не удалось). Женщины договорились, что будут работать на дому. Они шили, вышивали бисером и из заработанных денег вносили по 50 копеек на строительство здания для цеха. На собранные деньги купили дом, где продолжали работать, но уже вместе. Так образовалась промартель имени Н.К.Крупской. После этого члены артели купили большой дом. Женщины шили, вышивали, вязали. Их изделия: столовое, постельное бельё вывозили за границу. В 1931 году артель уже насчитывала до 600 человек и принимала заказы через Внешний торг нашей страны, на экспорт изделий. В 1932 году артель получила похвальную грамоту из Москвы. К 1934 году артель получала доход 20300 рублей. Де 1937 года артель имени Н.К.Крупской экспортировала столовое бельё в страны запада: Германию, Францию, Голландию, Америку. В Америку отправляли и постельное бельё. Изделия Соломинской артели пользовались за границей большим спросом. С 1937 года в артели стали ткать ковры не паласные, а ворсовые. Началом этого производства артель обязана своему председателю Андрею Яковлевичу Садомову. Всё вышло довольно случайно. По состоянию здоровья А.Я.Садомов получил путёвку на Кавказ, в Кисловодск. В 45 км от Кисловодска находилась артель имени Ильича, ткали ворсовые ковры. Побывав в этой артели, Андрей Яковлевич заинтересовался этим производством и решил организовать такое же в Соломинке. Приехав домой, Садомов предложил членам артели организовать производство ворсовых ковров. Запросили артель, им выслали чертежи станков и прислали инструкторов с чертежами и рисунками ковров. Артель для развития коврового производства построила новый цех на 40 станков. В 1937 году было сделано 3 станка, а к 1938 году 5 станков. Артель начала давать первые ковры. Началась Великая Отечественная война. Артель отказалась от своих основных видов продукции. Ковровщицы пересели от станков к швейным машинам. Днём и ночью шили они нижнее бельё, гимнастёрки, брюки, шинели для бойцов Советской Армии. В цехах висели лозунги: "Всё - для фронта, всё - для победы!" За годы войны артель имени Н.К.Крупской отправила на фронт 12000 комплектов нижнего белья, 2000 гимнастёрок, 2500 ватных брюк. Немалая заслуга в этом и таких передовиков в годы Великой Отечественной войны, как Морозова Мария Емельяновна, Аракчеева Ольга Борисовна, Мешкова Наталья Павловна, Теплова Анна Леонтьевна. В то время много было и эвакуированных женщин, которые тоже трудились на фабрике, но имена их не установлены. После войны артель вновь приступила к своему основному занятию - производству ковров. К 1948-1949 году было изготовлено уже 15 станков и работало на них 30 работниц. Размеры ковров были 1,З0х2,40 в 12800 узелков. Каждый ковёр ткался двумя работницами. Сырьё, т.е. пряжу для ковров, привозили из Дагестана с фабрики "Корур", расположенной в городе Дербенте. В 1952 году под руководством А.Я.Садомова было построено новое здание ковровой фабрики. Станки завезли из Дагестана. Летом 1957 года Соломинские ковры экспонировались на международной: выставке в Бельгии. За экспонаты, представленные на выставке, артель получила премию. В октябре этого же года (19б5) ковёр, изготовленный соломинскими ковровщицами, экспонировался на выставке в Москве. В 1958 году ковры наши были представлены на 6 Всемирный Фестиваль молодёжи. Соломинские ковровщицы умело подбирают цвета. Есть ковры, которые ткутся из ниток 28 различных цветов. Ткутся ковры орнаментом и геометрическими фигурами, темных расцветок, т.к. ковры идут на экспорт. Помимо ковров, фабрика выпускает паласы, дорожки. Но спрос на ковры все же выше и с каждым годом всё поднимается, поэтому ковровщицы постоянно повышают свою производительность труда. Если в 1948 году изготавливалось в год только 60кв.м. ковров, то в 1956 – 550кв.м. Сейчас увеличение объёма продукции растёт ещё более высокими темпами. В 1976 году – 20000кв.м. в 1980 году — 25000кв.м. А объём валовой продукции увеличился от 545 тыс.руб (1875г.) до 900000 рублей (в1980г.)